Освещение и подсветка для пешеходных переходов
В борьбе за жизни людей еще в 2014 году были приняты первые поправки к ПДД, касающиеся стандартов оформления пешеходных переходов. Новые требования направлены на то, чтобы принудительно ограничить скорость проезда около переходов и улучшить их видимость для водителей
Всем, в общем, понятно, что для большей безопасности ночью пешеходные переходы нужно освещать. Подсвечивать человека на дороге нужно так, чтобы он был виден водителю издалека и чтобы свет не слепил автомобилиста. Но вот как сделать это правильно? Начнем с нормативной базы... Освещение дорог — вопрос, который очень жестко связан с безопасностью людей и поэтому обязательно регламентируется государством. В настоящее время в России действует ГОСТ Р 55706-2013 п.5Д который гласит:
5.3.1 Освещение наземных пешеходных переходов должно обеспечивать пешеходам безопасное пересечение проезжей части и возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия. Для обозначения зоны перехода применяют источники света с цветностью, контрастной по отношению к цветности источников света основного освещения улицы.
5.3.3 Светораспределение ОП и их ориентация относительно наземного пешеходного перехода должны обеспечивать контраст пешехода с фоном (проезжей частью) и не вызывать ослепления водителей. Размещают ОП перед переходом по отношению к приближающемуся транспорту, направляя свет на пешехода со стороны водителя. На дорогах с двусторонним движением ОП устанавливают перед перекрестком относительно обоих направлений движения.
Для снижения слепимости водителей рекомендуется использовать ОП с асимметричным светораспределением (кососветы).
Дополнительно должны учитываться положения пункта 5.1.6 ГОСТ Р 55706-2013:
5.1.6 На улицах, дорогах и в транспортных зонах площадей, для которых нормируют освещенность, ограничивают силу света ОП в установке под углами 80 и 90° от вертикали в направлении водителей предельными значениями Iпред, равными соответственно 30 и 10 кд на 1 клм светового потока ОП.
Из прочтения ГОСТа становится понятным, что для решения этой задачи потребуется светильник со специальным асимметричным распределением света. Специальное асимметричное распределение света в светодиодных светильниках формируется при помощи сложных линз. В рамках этой статьи мы рассмотрим оптические решения для освещения пешеходных переходов и интересные примеры практического применения.
Для общего освещения пешеходных переходов компания LEDiL разработала светодиодные линзы для С14116_STRADA- 2Х2-РХ, C16168_STRADA-SQ-PX и CS16401_ STRADA-IP-2X6-PX, которые отличаются друг от друга количеством светодиодов, размещенных под линзовым модулем, и степенью герметичности исполнения.
Эта оптика формирует луч с двойной асимметрией и успешно решает задачу светотехнически грамотного освещения пешеходных переходов (рис. 2).
Такое освещение не слепит водителей и обеспечивает необходимую горизонтальную освещенность перехода и вертикальную освещенность пешехода в полный рост. Оптика формирует такую световую диаграмму светильника, которая хорошо освещает пешеходов начиная с подхода к обочинам и на дороге. Более того, для того чтобы повысить видимый контраст пешехода в темной, слабо отражающей одежде, часть света направляется на дорогу за пешеходом. В этом случае водитель видит черный силуэт пешехода на фоне светло-серого асфальта.
Но безопасность на пешеходных переходах обеспечивает не только общее освещение, но и сигналы светофоров и дорожная разметка, которую обычно наносят белой краской на асфальт. К сожалению, летом дорожная разметка стирается гораздо быстрее, чем ее успевают наносить (рис. 1), а зимой ее не видно под слоем снега и наледи. Интересное решение по совмещению разметки и дублирующих сигналов светофора придумали в компании «НГ1П Лосев» из Барнаула. Эта компания была названа в честь советского ученого Олега Владимировича Лосева, который первым в мире описал эффект электролюминесценции полупроводникового перехода еще в 1927 году. Барнаульцы первыми в России сделали серийный светильник, который дублирует красный сигнал светофора световой стоп-линией на дороге (рис. 3). Такими светильниками можно оборудовать пешеходные переходы, автомобильные перекрестки и железнодорожные переезды.
ОП — осветительный прибор.
Эти уникальные светильники повторяют красный сигнал светофора красной световой стоп-линией поверх дорожного покрытия и того, что на ней находится. Такую линию света хорошо видно летом, в осеннюю распутицу и на грязном зимнем снегу. А в туман, дождь и снег стоп-линия превращается в вертикальную красную «занавеску», которая издалека видна водителям и призывает их снизить скорость перед перекрестком. Для создания узкого веерообразного луча была применена оптика LEDiL FLARE-MAXI и EMILY-O. Линзы FLARE-MAXI формируют световой овал 94x6°, что удобно для создания длинных световых полос через широкую проезжую часть, а линзы EMILY-0 разворачивают луч света в овал 45x9°, что хорошо подходит для подсветки стоп-линии на обочине, возле пешеходных переходов. Первые светильники с дополнительным дублированием сигналов светофора были установлены в центре Барнаула, на одном из самых аварийных перекрестков (рис. 1 и 3), подсветка оказывает психологическое влияние на водителей и снижает количество ДТП. Оценили новую идею и железнодорожники (рис. 4).
Проект компании «Лосев» по установке на ж/д переездах дополнительного светового барьера победил в конкурсе «Лучшие инновационные решения по обеспечению безопасности движения на железнодорожных переездах»
Однако научно-технический прогресс идет дальше, и недавно фирма LEDiL представила новую оптику, которая формирует очень узкие и контрастные полосы света. Это линзы FN16214_LEIA-S (рис. 5) с сублинзой F16629_LEIA-SUB-0 (рис. 6).
Диаграмма этой оптики — полоса света 50x3° с контрастной границей на краях полосы (рис. 7).
Применяя эту оптику, можно формировать яркие, узкие и аккуратные световые барьеры на пешеходных переходах, подобные тем, что показаны на рис. 8
Количество автомобилей в нашей стране растет, и все больше пешеходов садятся «за баранку» и становятся автомобилистами. Но в больших городах уже скопилось такое огромное количество автомобилей, что они не помещаются на дорогах и подолгу стоят в ежеутренних и ежевечерних пробках. Поэтому многие автомобилисты оставляют свои машины во дворах и по дороге на работу и обратно присоединяются к большей и лучшей части человечества. Безопасность на дорогах нужна всем, как пешеходам, так и водителям. И хорошо, что прогресс в светотехнической отрасли постепенно делает пешеходные переходы самым безопасным местом на дороге
Литература
-
Юсупов С., Смолянский В. Освещение и безопасность пешеходных переходов // Современная светотехника. 2015. № 3.
-
Михайлов А. Свечение Лосева // Моделист-конструктор. 1987. № 11.
-
Маслюк В. Усилители безопасности // Гудок. № 166 (26539) 19.09.2018.
Автор: Сакен Юсупов
Источник: Полупроводниковая светотехника №4'2019