Медсестра — светильнику: «Найди, пожалуйста, кресло-каталку!»

Университетский медицинский центр Утрехта оснащает свои светильники подключенными к сети микросхемами и датчиками, позволяющими отслеживать оборудование, которое часто теряется на обширных территориях больниц. В статье рассказывается, что такая технология приносит и другую пользу.

Рис.1. Светильники Koopman Interlight LED в помещениях, подобных этому в Университетском медицинском центре (UMC) в Утрехте, помогут следить за теряющимся оборудованием, предоставляя при этом множество другой информации

Университетский медицинский центр (University Medical Center, UMC) Утрехта (Голландия) огромен. Он включает около 70 000 палат, разбросанных по площади примерно 6 млн кв. футов (5,6 млн кв. м). Поэтому портативное оборудование всех форм и размеров — кровати, инфузионные насосы, мониторы для контроля за артериальным давлением, кресла-каталки, всего не перечислить — нередко теряется.
        «Они бесследно исчезают, — говорит Тейс Дейкграаф, ИТ- специалист больницы и исследовательского центра. — В нужное время вещей нет на месте».
         Такая проблема, вероятно, знакома больницам всего мира. В UMC ситуация порой настолько острая, что сотрудники иногда прячут определенные предметы в секретных уголках, даже за потолочными панелями. Это хорошо для одной медсестры, которая знает, где взять монитор для контроля артериального давления, но не столь удобно для многих других, кому неизвестно, где взять нужный прибор. Отсутствие оборудования может не только создавать проблемы при уходе за пациентами, но и привести к убыткам. Для замены утерянной собственности требуются деньги.
        И даже если вещь на самом деле не потеряна, количество времени, потраченное на ее поиски, может влиять на финансовый бюджет. Еще одна проблема, которую создает такая ситуация, заключается в нарушении графиков планового обслуживания и проверки оборудования. Ежегодная проверка инфузионного насоса не поможет, если его нигде не найти.
Действительно, потеря оборудования — широко известная проблема в отрасли здравоохранения, и она требует решения. Дейкграаф и его коллеги из UMC считают, что нашли решение — интеллектуальное освещение, оснащенное радиочипами, которые отслеживают, где находится оборудование (рис. 1).
        В марте этого года UMC приступил к проведению пробного испытания. Один этаж в крыле освободили от пациентов, а на больничном оборудовании установили метки радиопеленгатора, которые поддерживали связь с подключенной к беспроводной сети системой освещения (рис.2). Испытание охватывало около 1500 кв. м, включая 15 палат разных размеров, а также несколько процедурных кабинетов, смотровых, общих помещений и кладовых. Для освещения использовали от 50 до 100 светодиодных светильников Koopman Interlight, оснащенных микросхемами базирующегося в Амстердаме стартапа Ingy, который специализируется на «умном» освещении. Местонахождение оборудования точно определялось с помощью связи между перемещающимся оборудованием и неподвижными светильниками, затем данные о местоположении светильники передавали под контролем системного интегратора Fujitsu по беспроводному каналу в шлюз информационных технологий, подключенный к ИТ-сети больницы.

Рис.2. Метка отслеживания оборудования Ingy (серая коробочка в середине), прикрепленная к этому инкубатору, помогает отслеживать перемещение оборудования по больнице

Затем персонал мог проверить систему и определить местонахождение пропавшего предмета. Пользователи системы имеют доступ к отслеживанию оборудования с помощью приложения для смартфона (рис.3). Идея заключалась в том, чтобы вспомогательный персонал мог найти оборудование и вернуть его на свое место, например в специально отведенное для этого помещение или шкаф, откуда врачи, медсестры и медицинские работники брали бы его при необходимости. UMC освободил территорию, на которой проводился данный эксперимент, от любых клинических исследований, поскольку требовалось также проверить, будет ли мешать радиосвязь электронному медицинскому оборудованию.

Рис.3. Местонахождение предмета UMC может быть точно определено с помощью приложения для смартфона

 Тестирование продолжалось несколько месяцев, затем было вынесено решение.

        «Все прошло прекрасно, — сказал Дейкграаф. — Вы можете получить статус медицинского оборудования. Мы знаем, доступно ли оно, обслуживается ли оно, есть ли оно на складе. Все это помогает персоналу больницы использовать оборудование своевременно». Система отслеживания оборудования, базирующаяся на освещении, демонстрирует значительный прогресс по сравнению с предыдущими методами, которые основывались на ручном вводе данных в систему управления объектами, и, как сказал Дейкграаф, «создавая списки и делая множество телефонных звонков».
         Проведенное испытание показало многообещающие результаты и помимо отслеживания оборудования, поскольку «умные» светильники были оснащены датчиками, передающими сведения о занятости помещений в группу управления объектом, которая могла проанализировать, насколько хорошо используется конкретное помещение или его часть, что может принести значительную пользу при управлении огромным комплексом со множеством палат, процедурных кабинетов, аудиторий, конференц-залов и т. д. Другие встроенные в светильники датчики измеряли качество воздуха. Кроме того, светильники обеспечивали навигацию в помещениях, помогая персоналу или посетителям точно определить свое местоположение или позволяя сотрудникам сделать, например, заказ уборки или запрос на кровать.

Развертывание проекта        

        По словам директора проекта по управлению инфраструктурой UMC Вико Ламайна, с учетом положительных результатов, полученных от пилотного исследования, Медицинский центр создал дополнительные пилотные системы «умного» освещения, отметив, что следующие испытания будут проводиться в клинических зонах больницы, а не только в пустом крыле.
        «Это довольно большая больница, и иногда бывает довольно трудно найти какой-либо инструмент, чтобы проверить его техническое состояние или использовать для выполнения диагностики, — Ламайн настроен оптимистично. — Эта система поможет выполнять свою работу медсестрам или биомедицинским инженерам».
       Использование подключенных к сети радиочипов и датчиков, способных облегчить работу медперсонала, безусловно, является хорошей идеей. Но это, похоже, уже относится к компетенции не светотехнической, а ИТ-компании.
       И в случае UMC Утрехта это действительно так. Основным подрядчиком на проекте стала компания Fujitsu, которая в конечном итоге отвечает за основную сеть больницы и базу данных. Однако примечательно, что Fujitsu, работающая с субподрядчиком Ingy, решила использовать инфраструктуру освещения для размещения многих микросхем и датчиков системы.
        Деннис ван Дорн из Fujitsu пояснил, что, в то время как некоторые микросхемы и датчики действительно находятся за пределами светильников, многие из них будут встроены в осветительные приборы, где они могут питаться от того же источника, что и светильник, а не полагаться на батареи. Ван Дорн, менеджер по маркетингу беспроводных решений в Fujitsu Components Europe, добавил, что, кроме этого, потолочные светильники обеспечивают уже готовое плотное покрытие помещений больницы.
        Все это имеет большое значение для UMC. «Это довольно просто, — сказал Ламайн. — Если бы мы использовали датчики с питанием от батарей, то должны были бы каждые пару лет менять все батареи, что занимает много времени. Комбинируя датчики со светильниками, мы получаем питание для датчиков и покрытие по всей больнице».
       Генеральный директор Ingy Бастиан де Гроот высказал другое мнение по тому же вопросу, отметив, что для размещения радиомаяков в каждой комнате без использования светильников будет необходим автономный радиомаяк с питанием от батареи. И если медицинский центр желает полностью оборудовать свои помещения, предназначенные для пациентов, ему потребуется 70 000 таких маяков в 70 000 комнатах. «А это, — отметил де Гроот, — подпортит экономическое обоснование».
        «У нас территория в 550 000 кв.м, включающая несколько зданий, — добавил Дейкграаф. — Это довольно сложная среда для установки любого оборудования, а потому, если мы сможем разместить источники света и с их помощью контролировать оборудование, это бы нас очень заинтересовало».

Освещение и информационные технологии

        Сотрудничество между Fujitsu и Ingy — один из способов, благодаря которым светотехническая отрасль и ИТ-индустрия имеют возможность взаимодействовать, ведь они стремятся к тому, что может принести значительную выгоду при создании «умных» зданий. Поскольку светотехническая отрасль пытается примерить на себя роль поставщика ИТ-услуг, например, как Gooee делает с 5000 зданиями в Голландии, она окажется конкурентом или, как в случае с Ingy в UMC, партнером ИТ-индустрии.
        Фактически основная бизнес-стратегия Ingy предусматривает партнерские отношения с информационными и ИТ- компаниями, которые могут заниматься аналитикой данных, собираемых с помощью интеллектуального осветительного оборудования, предоставляемого Ingy. Метод работы Ingy, состоящий из двух частей, заключается в том, чтобы помочь светотехническим компаниям, таким как Koopman, продавать оснащенные устройствами Ingy светодиодные светильники, благодаря которым здание становится готовым к тому, чтобы стать «умным» в тот момент, когда это понадобится его владельцу. А компания Ingy со своей стороны готова предоставить функции «умного» здания в качестве услуги, как только клиент решит их использовать.
Партнерство с Fujitsu в проекте UMC началось с того, что и Ingy, и Fujitsu представили отдельные проекты, имевшие общую черту. Компания Ingy обсуждала с UMC модернизацию освещения с помощью умных светильников, a Fujitsu одновременно отслеживала в больнице оборудование.
        «Мы в Ingy уже говорили с сотрудниками по техническому обслуживанию оборудования о замене освещения и подготовке его к 1оТ, в то же время Fujitsu беседовала с ИТ-специалистами, — вспоминает де Гроот из Ingy. — Деннис и я были знакомы. Мы объединили ИТ-отдел и отдел освещения. Я думаю, можно с уверенностью сказать, что ИТ-специалисты едва знали людей, которые обычно обсуждают освещение. Потребовалось некоторое время, чтобы соединить оба отдела, но мы с Деннисом подтолкнули их друг к другу».

Беспроводной протокол Wirepas

        Альянс Ingy и Fujitsu был естественным в том смысле, что и де Гроот, и ван Дорн являются энтузиастами Wirepas, проприетарного протокола беспроводной сети, который де Гроот высоко оценил за его способность не только масштабировать на тысячи источников света, но и обрабатывать несколько функций, включая отслеживание оборудования. Wirepas использует радиочипы Bluetooth, разработанные компанией Nordic, специализирующейся на полупроводниковых приборах, но применяет совершенно другой проприетарный протокол для ячеистой сети по сравнению с ячеистой связью Bluetooth. Wirepas — это технология ячеистой сети, которую гигант безопасности Securitas использует в исследовательском парке биологических наук в Швеции. В UMC некоторые функции включают прямую связь Bluetooth, например внутреннюю навигацию, которая использует маяки Bluetooth, и беспроводные настенные выключатели, работающие по технологии EnOcean Bluetooth.
        «Вот откуда мы с Бастианом знаем друг друга, — отметил ван Дорн. — Мы оба в экосистеме Wirepas».
        Теперь оба поставщика имеют деловые отношения, в которых UMC платит Fujitsu в качестве основного ИТ-подрядчика, a Fujitsu платит Ingy за сбор данных, которые обеспечивают отслеживание оборудования, внутреннюю навигацию, анализ занятости помещений, качество воздуха и запросы на выполнение задач, такие как вызов уборщика. Ingy встраивает радиочипы и датчики в светильники Koopman, но в некоторых помещениях больницы они будут устанавливаться вне источников света, в частности, в операционных и на карантинных участках, где команда по обслуживанию больницы может не захотеть разбираться с освещением (рис.4).


Рис.4. В то время как радиочипы и датчики обычно размещаются в светодиодных светильниках, иногда UMC монтирует их отдельно от источников света, как, например, этот потолочный маяк от Ingy

Больница приобретает светильники непосредственно у Koopman, но как только начинает использовать ИТ-функцин светильников, она платит Fujitsu за обслуживание.
        Сама компания Ingy не занимается аналитикой, которая иногда осуществляется в облаке, а иногда в закрытой системе UMC. В тех случаях, когда это происходит в облаке, Systematic обрабатывает данные отслеживания оборудования и управления задачами, a Gooee выполняет мониторинг климата и анализ занятости помещений. Данные принадлежат UMC.
        Что действительно важно, так это выгода для UMC: центр видит в такой организации работы большой потенциал. Например, по оценкам Дейкграафа, больница сократит закупки новых инфузионных насосов на 20% не только потому, что сможет лучше их находить, но и сможет избежать закупок на замену насосов, для которых записи об обслуживании стали ненадежными.
        Пациенты также должны получить выгоду. «Когда к нам среди ночи поступает ребенок и необходимо найти маленькую кровать, вам не нужно ее искать, — сказал Ламайн. — Вы будете точно знать, где находится ближайшая доступная кровать».
        То же самое относится к инфузионным насосам, мониторам артериального давления и всем остальным вещам, которые пропадают иногда потому, что сотрудники прячут их. Скоро медсестрам, техникам и врачам не придется заглядывать за потолочные панели. Они могут просто обратиться к светильникам.


Источник
Журнал «Полупроводниковая светотехника» 3/2020
© «СИТИ Эксклюзив», 2020


Возврат к списку



«Gorod LED» — крупнейший российский интернет магазин оптовой и розничной торговли электронными компонентами, светотехническим оборудованием и комплектующими на основе светодиодов.

Самый широкий ассортимент продукции ведущих мировых и российских светотехнических компаний в наличии на складах в семи городах миллионниках.

Мы предоставляем полный комплекс услуг по проектированию и монтажу систем освещения.

Работаем на рынке светодиодного оборудования более 10 лет.

Есть вопрос? Мы поможем — +7 (495) 414-23-18

Обратный звонок


Ваше имя Поле не должно быть пустым

Ваш номер телефона Поле не должно быть пустым

Комментарий к заявке

Удобное время для звонка

10:00 12:00 14:00 16:00 18:00 20:00
Вашe сообщение отправлено!